Ранее, аналогичный случай произошёл с самолётом-транспортировщиком 3М-Т, созданном на ЭМЗ им.Мясищева на базе дальнего бомбардировщика 50-х годов - 3М и предназначенном для транспортировки крупногабаритных агрегатов космической системы «Энергия-Буран».
    Когда, в апреле 1981 года готовились выкатывать его из монтажно-испытательного корпуса ЭМЗ, местные «режимщики» потребовали исправить название на бортах самолёта - заменить цифру 3 на букву В, чтобы (по их словам) скрыть его военное происхождение и устранить противоречие с другими надписями на бортах: «Авиаспецтранс» и «Аэрофлот».   Вызвали художника, который оперативно, масляной краской поправил название.
    Так появилось новое название самолёта-транспортировщика - ВМ-Т, позднее ещё добавили к названию громкое имя «Атлант». Хотя в документах эта машина продолжала значиться как изделие 3-35 или 3М-Т.
    29 апреля 1981 года лётчики-испытатели ЭМЗ: А.П.Кучеренко и Н.Н.Генералов  подняли самолёт 3М-Т (ВМ-Т)  в первый полёт.  Руководил лётными испытаниями самолёта  начальник лётно-испытательного центра ЭМЗ им.Мясищева О.С. Долгих.
Всего, два образца этой машины совершили около 150 полётов по программе  «Энергия-Буран».
 
15 ноября 1988 года был успешно осуществлён первый космический полёт орбитального корабля "Буран".
Корабль "Буран" совершил свой первый полёт без экипажа на борту. Этим полётом была подтверждена возможность корабля совершать полёты вплоть до посадки в автоматическом режиме. Продолжительность первого полёта орбитального корабля "Буран" составила всего 205 минут, то есть он совершил около двух витков вокруг Земли, хотя расчётная максимальная продолжительность его автономного полёта  составляла  на первом этапе до семи суток, а на втором до 30 суток. Совершив аэродинамическое торможение при входе в атмосферу и планирующий (бездвигательный) спуск, "Буран" совершил полностью автоматическую посадку на взлётно-посадочную полосу (ВПП)  Байконура с отклонением от осевой линии ВПП не более полутора метров.


Подготовка к первому космическому полёту корабля "Буран" потребовала огромного объёма наземных и  лётных  испытаний, в том числе на летающих лабораториях и атмосферном аналоге корабля.

      Особое внимание уделялось отработке режимов автоматической посадки. С этой целью в 1985-1988 гг. были проведены 24 полёта специально созданного полноразмерного аналога корабля "Буран" - БТС-002.

      Странное название БТС - большой транспортный самолёт появилось в 1984 году, когда в целях обеспечения  режима  секретности, для "легендирования" горизонтальных лётных испытаний (ГЛИ), было решено так назвать изделие 11Ф35 ОК-МЛ002 ГЛИ (орбитальный корабль, макетно-лётный 002 для горизонтальных лётных испытаний).

























     

     
      Работы по программе ГЛИ шли на многочисленных моделирующих стендах, а также на специально созданных для этих целей летающих лабораториях на базе самолётов Ту-154 и Ту-134.

      Что же представлял собой БТС-002?
      Это был полноразмерный аналог корабля "Буран", с той разницей, что на нём установили четыре газотурбинных двигателя. Корпус БТС-002 был выполнен негерметичным, он условно может быть разделён на три отсека: носовой, средний (отсек полезного груза) и хвостовой.
      В носовом отсеке размещена герметичная цельносварная кабина экипажа (разработанная под руководством главного конструктора ЭМЗ им.Мясищева - В.К.Новикова) общим объёмом более 70 куб.метров.
      Центральное место в кабине занимали два рабочих места:
      - рабочее место командира корабля;
      - рабочее место второго лётчика.


Кабина экипажа БТС-002 была оборудована средствами аварийного покидания
с двумя катапультными креслами К-36Л (разработки Г.И.Северина).


10 ноября 1985 года был выполнен первый полёт БТС-002,
его пилотировали лётчики-испытатели ЛИИ Минавиапрома СССР Игорь Волк и
Римантас Станкявичюс.
Этим полётом было положено начало горизонтальным лётным испытаниям изделия 11Ф35,
которые проводились с целью отработки посадки по штатной траектории спуска корабля "Буран"
с высоты 4000 метров, при скорости полёта до 600 км/час в ручном, директорном и
автоматическом   режимах.
При этом заходы на посадку выполнялись по бездвигательной схеме.
В отличие от обычного самолёта корабль "Буран" садится по значительно более крутой
траектории снижения.



23 декабря 1986 года впервые бала выполнена посадка БТС-002 в автоматическом
режиме
вплоть до касания полосы при ручном управлении пробегом (8-й полёт).
29 декабря 1986 года - автоматическая посадка, ручной выпуск шасси (9-й полёт).

16 февраля 1987 года полностью автоматическая посадка БТС-002 (10-й полёт).


      Горизонтальные лётные испытания БТС-002 выполняли лётчики-испытатели И.П.Волк, Р.А.А.Станкявичюс, А.С.Левченко, А.В.Щукин из отряда космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР (приказ МАП СССР от 23.06.81 № 263с) и И.И.Бачурин, А.С.Бородай из группы лётчиков-испытателей Минобороны СССР.
Подготовка БТС-002 на ЭМЗ им.Мясищева
Подготовка БТС-002 на ЭМЗ им.Мясищева
Пилоты БТС-002 Р.А.А.Станкявичюс и И.П.Волк
ХРОНИКА   ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ   ПОЛЁТОВ   БТС- 002 (аналога "Бурана")
  Номер
  полёта
   Дата
   полёта
  КОМАНДИР КОРАБЛЯ
   ВТОРОЙ ЛЁТЧИК
1
   10 ноября 1985 г.
И.П. Волк
Р.А.А. Станкявичюс
2
3 января 1986 г.
И.П. Волк
Р.А.А. Станкявичюс
3
27 мая 1986 г.
И.П. Волк
Р.А.А. Станкявичюс
4
11 июня 1986 г.
И.П. Волк
Р.А.А. Станкявичюс
5
20 июня 1986 г.
А.С. Левченко
А.В. Щукин
6
28 июня 1986 г.
А.С. Левченко
А.В. Щукин
7
10 декабря 1986 г.
И.П. Волк
Р.А.А. Станкявичюс
8
23 декабря 1986 г.
И.П. Волк
Р.А.А. Станкявичюс
9
29 декабря 1986 г.
А.С. Левченко
А.В. Щукин
10
16 февраля 1987 г.
И.П. Волк
Р.А.А. Станкявичюс
11
21 мая 1987 г.
А.С. Левченко
А.В. Щукин
12
25 июня 1987 г.
Р.А.А. Станкявичюс
И.П. Волк
13
5 октября 1987 г.
А.В. Щукин
И.П. Волк
14
22 ноября 1987 г.
И.И. Бачурин
А.С. Бородай
15
16 января 1988 г.
И.П. Волк
Р.А.А. Станкявичюс
16
24 января 1988 г.
И.И. Бачурин
А.С. Бородай
17
23 февраля 1988 г.
И.И. Бачурин
А.С. Бородай
18
4 марта 1988 г.
И.П. Волк
Р.А.А Станкявичюс
19
12 марта 1988 г.
А.С. Бородай
И.И. Бачурин
20
23 марта 1988 г.
А.С. Бородай
И.И. Бачурин
21
28 марта 1988 г.
А.С. Бородай
И.И. Бачурин
22
2 апреля 1988 г.
Р.А.А. Станкявичюс
А.В. Щукин
23
8 апреля 1988 г.
А.В. Щукин
Р.А.А. Станкявичюс
24
15 апреля 1988 г.
И.П. Волк
Р.А.А. Станкявичюс
Сообщение  ТАСС  о  первом космическом  полёте "Бурана"   15 ноября  1988 года
УСПЕШНО ЗАВЕРШЕН ПОЛЁТ
ОРБИТАЛЬНОГО КОРАБЛЯ "БУРАН"

СООБЩЕНИЕ   ТАСС
 
И.П.Волк
МАП СССР
Р.А.А.Станкявичюс
МАП СССР
А.С.Левченко
МАП СССР
А.В.Щукин
МАП СССР
А.С.Бородай
МО СССР
И.И.Бачурин
МО СССР
260
280
85
147
134
134
ОБЩИЙ  НАЛЁТ  ЛЁТЧИКОВ-ИСПЫТАТЕЛЕЙ   НА    БТС-002  (мин.)
ЛЁТЧИКИ-ИСПЫТАТЕЛИ  МИНАВИАПРОМА  СССР,   ИСПЫТАВШИЕ     БТС-002  ПО  ПРОГРАММЕ  ГЛИ
Самолёт-транспортировщик 3М-Т, лётные испытания в автономном варианте. (Фото из архива 12 ГУ МАП).
Самолёт-транспортировщик 3М-Т с грузом 1ГТ. (Фото из архива 12 ГУ МАП).
СЕДЬМОЙ  ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ПОЛЁТ  БТС-002 (ГЛИ)

Документальная, рабочая киносъёмка ЭМЗ им. В.М. Мясищева и ЛИИ им. М.М.Громова
10 декабря 1986 года
Оцифровано mapsssr.ru, 2013 г.
Лётчики-испытатели МАП Игорь Волк и Римантас Станкявичюс (ноябрь 1985 г.) Лётчик-испытатель МАП Римантас Станкявичюс Лётчик-испытатель МАП Анатолий Левченко Лётчик-испытатель МАП  Александр Щукин
Лётчики-испытатели МАП Игорь Волк и Римантас Станкявичюс (ноябрь 1985 г.) Лётчик-испытатель МАП Римантас Станкявичюс Лётчик-испытатель МАП Анатолий Левченко Лётчик-испытатель МАП Александр Щукин
   15 ноября 1988 года в 9 часов 25 минут московского времени орбитальный корабли "Буран", выполнив двухвитковый полёт по орбите вокруг Земли, приземлился на посадочную полосу космодрома Байконур.
   Впервые в мире посадка осуществлена в автоматическом режиме. Программа испытательного пуска универсальной ракетно-космической транспортной системы "Энергия" и орбитального корабля многоразового использования "Буран" выполнена полностью.
(Фото операторов отряда ЛИИ)
 
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ПОЛЁТОВ БТС- 002 (мин)
Ручная посадка                                            Автоматическая посадка
© MAPSSSR.RU 2012
Брошюра "Взлёты и посадки БУРАНА "(ЛИИ, ТОО"Медицинские авиакосмические системы и средства" 1991 г.)
БТС-002 и Ту-134 над аэродромом ЛИИ (фото операторов ЛИИ)
"В следах, сплетающих
                    космические тропы,
Есть твой,
            пускай незримый миру след,
Пусть время грубое
            нас всё забыть торопит,
Забудем мелочи,
            а то чем жили - нет!"
Министерство авиационной промышленности СССР
ВЗЛЁТЫ    И   ПОСАДКИ   "БУРАНА"
И.П. Волк - Герой Советского Союза, Лётчик-космонавт СССР, Заслуженный лётчик-испытатель СССР
И.П. Волк                     
Е.В. Копылов
2012 год
(по материалам авторов, ЛИИ им. М.М.Громова Минавиапрома СССР, ТОО"Медицинские авиакосмические системы и средства" 1991 г.)
ГЛАВНАЯ  СТРАНИЦА ГОСТЕВАЯ КНИГА НОВОСТИ САЙТА КОНТАКТЫ