И.В. Сталин
И.В. Сталин
Василий И. Сталин
Василий И. Сталин
Конструктор А.С. Яковлев
Конструктор А.С. Яковлев
Начальник СМЕРШ, генерал В.С.Абакумов
Начальник СМЕРШ, генерал В.С.Абакумов
Председатель Военной коллегии ВС генерал В.В. Ульрих
Председатель Военной коллегии ВС генерал В.В. Ульрих
Приговор Военной коллегии ВС по авиационному делу (копия) Приговор Военной коллегии ВС по авиационному делу (копия) Приговор Военной коллегии ВС по авиационному делу (копия)
      С июля 1957 года Шахурина назначают  заместителем председателя Комитета по внешнеэкономическим связям при Совете Министров СССР. 

      В августе 1959 года он вышел на пенсию.

      Скончался бывший нарком авиационной промышленности А.И.Шахурин 3 июля 1975 года в возрасте  71 года в Москве.

Его жена, Софья  Мироновна,  которую  он заботливо и  нежно опекал  до самых своих  последних дней,
умерла в 1979 году.

      Оба они покоятся  на Новодевичьем кладбище вместе со своим сыном, Володей, трагически ушедшем из жизни еще в 1943 году.
Заместитель Министра А.И. Шахурин 1954 год
Заместитель Министра А.И. Шахурин 1954 год
Могила А.И. Шахурина на Новодевичьем кладбище (http://novodevichye.narod.ru/shahurin2.html)
                                                                                                *          *          *
     
Омрачив победный триумф авиастроителей, “Авиационное дело 1946 года”, нося, в общем-то, верхушечный, показательно-устрашающий характер и будучи предпринятым в основном для “острастки” высшего слоя советской бюрократии, не оказало сколько-нибудь существенного негативного влияния на послевоенное развитие отечественного авиастроения и авиации, вступившей в новую реактивную эру.
ИСТОРИЯ   АВИАЦИОННОГО   ДЕЛА    1946 года  

     Выступая 9 февраля 1946 г. на собрании избирателей по случаю предстоявших выборов в Верховный Совет
СССР, И.В. Сталин, подводя итоги минувшей войны, вдруг неожиданно уже в конце своей речи заявил: “Говорят, что победителей не судят (весёлое оживление, аплодисменты), что их не следует критиковать, не следует проверять. Это неверно. Победителей можно и нужно судить (оживленные возгласы, аплодисменты), можно и нужно критиковать и проверять. Это полезно не только для дела, но и для самих победителей (одобрительные возгласы, аплодисменты) меньше будет зазнайства, больше будет скромности”. (Оживлённые возгласы,  аплодисменты) [1].
     Именно благодаря такому “обращению к истокам” удалось установить, что дело по обвинению руководителей ВВС и авиационной промышленности -  “авиационное дело” начало вызревать с  лета 1945 года, а главным инициатором его выступил Василий Сталин (1921-1962).  Сын вождя давно интриговал против командующего ВВС А.А.Новикова (1900-1976), с которым вступил в конфликт еще в мае 1943 г., когда по представлению того был “за пьянку и разгул” снят Верховным Главнокомандующим с поста командира истребительного полка [2].

     Оказавшись надолго в опале, Василий Сталин, дабы вновь обрести благорасположение отца,  в августе 1945 года письменно доложил тому, что в авиационных строевых частях “бьется много летчиков”, а происходит это-де потому, что командование ВВС принимает от авиапромышленности дефектные истребители Як-9. Сигнал этот Сталин расценил как проявление бдительности со стороны остепенившегося сына и после долгого перерыва решился на встречу с ним.

     Их свидание произошло в Германии, куда И.В.Сталин прибыл на Потсдамскую конференцию и где полковник В.И.Сталин находился, командуя расквартированной там 286-й истребительной авиадивизией. В ходе состоявшейся беседы Василий дополнительно поведал отцу, что Новиков утаивал от руководства страны факт произошедшего к концу войны опережения Германией Советского Союза в развитии реактивной авиации.

     Заинтригованный услышанным, И.В.Сталин, тем не менее, никаких серьезных мер  тогда не предпринял. Недоверчивый вождь, очевидно, воспринял рассказ сына как информацию к размышлению, требовавшую перепроверки. Да и поскольку война на Дальнем Востоке еще продолжалась, “трогать” руководство ВВС было пока рискованно. Вот почему 24 августа 1945 г. ГКО, хотя и объявил Новикову выговор “за невнимательное отношение к… сигналам о серьезных дефектах самолета Як-9 с мотором ВК-107А…”, 8 сентября он же за вклад советской боевой авиации в разгром Японии был награжден второй “Золотой Звездой” Героя Советского Союза [3].
     Дабы и усилить давление  на отца, Василий  Сталин решил подкрепить выдвинутые против Новикова обвинения
мнением авторитетного авиаконструктора А.С.Яковлева (1906 - 1989), который был к тому же в фаворе у вождя.

     С создателем прославившихся в годы войны истребителей "Як" и заместителем Наркома авиапромышленности
по опытному самолетостроению и науке Василий был в приятельских отношениях и часто приглашал его на свою
дачу в Зубалово.

     Поскольку интересы В.Сталина и Яковлева во многом совпадали (последний давно конфликтовал с Наркомом   
авиапромышленности А.И. Шахуриным и добивался его смещения), то они стали действовать вместе.
        Выступая на суде, Шахурин заявил: "Показания в ходе предварительного следствия я полностью подтверждаю. Я совершил приписываемые мне преступления в погоне за выполнением плана и графика, в погоне за количественными данными. Имея сигналы с фронтов Отечественной войны о дефектности наших самолетов, я не ставил в известность председателя Государственного Комитета Обороны и в этом самое мое тяжкое преступление. Я признаю, что 800 самолетов оказались совершенно негодными" [13].
     Яковлев 6 сентября 1945 г. направил И.В. Сталину записку, в которой, выразив “серьезную тревогу” по поводу отставания СССР от США в развитии реактивной и дальней авиации, обвинил, по сути, в нём главу Наркомата авиапромышленности  (НКАП) Шахурина  [4].

     Примечательно, что, ещё в 1944 году  А.С. Яковлев опубликовал в  «Правде» статью «Конструктор и война», в которой утверждал, что создание немцами реактивных самолётов - это авантюра проигравших, на которую они пошли, не выдержав в соревновании с советской авиационной промышленностью.

       Возвратившись 17 декабря 1945 г. в столицу после отдыха в Сочи, Сталин уже на следующий день вызвал в Кремль Шахурина и Яковлева. Более часа продолжался между ними тот решающий разговор, в ходе которого вождь решительно высказался за развитие собственной реактивной авиации, то есть “дал добро” на проекты Яковлева (Як-15) и А.И.Микояна (МиГ- 9). Шахурин, до того, видимо, надеявшийся, что  Сталин поддержит его предложение о воспроизводстве в СССР трофейного реактивного самолёта Ме-262, оказался, таким образом, в проигрыше, и его отставка стала вопросом времени.

      29 декабря 1945 г. Сталин на первом, за продолжительное время, очном заседании Политбюро ЦК ВКП/б/ предложил отстранить Шахурина от занимаемой должности Наркома, дав самому себе поручение “наметить” кандидатуру его преемника. Примечательно, что накануне вечером Сталин почти полтора часа с глазу на глаз вновь беседовал в Кремле с Яковлевым [5].

     Уже 30-го декабря 1945 г. новым руководителем авиапрома утвердили М.В.Хруничева. Одновременно учреждалась комиссия по приему - передаче дел по НКАП в составе Г.М.Маленкова (председатель), А.А.Жданова, М.В. Хруничева и А.С. Яковлева.

     Как вспоминал потом зам. Министра авиапрома С.М. Сандлер, участвовавший в работе этой комиссии, самыми резкими на ее заседаниях были выступления Яковлева, который “главным образом и гробил”  Шахурина [6].

     Первоначально в целях обоснования отставки Шахурина в ход было пущено обвинение в махинациях с трофейным имуществом, тогда широко использовавшееся Сталиным в номенклатурных разборках. 9 января Оргбюро ЦК приняло постановление “О недостойном поведении Шахурина А.И.”, в котором бывшему наркому авиапрома инкриминировалось присвоение семи вывезенных из Германии легковых автомобилей.
     В Москве говорили, что он пострадал из-за своей жены, Софьи Мироновны Шахуриной (Лурье), которая якобы злоупотребляла льготами супруга-наркома. Основания для таких слухов были. В 1945 г. для Шахурина была отделана большая квартира на улице Горького, наискосок от здания Моссовета, в первом этаже дома, где потом устроили книжный магазин. Квартира была весьма просторной, и прохожие могли наблюдать  роскошь её обстановки через большие окна-витрины. После войны, жена Шахурина стала вдруг обладательницей дорогостоящей коллекции уникального западноевропейского и китайского фарфора.

   По этому поводу будто бы Сталин сказал:
       "Широко живешь, Шахурин,  нехорошо живешь, Шахурин" .

     Однако  в  обвинительном  заключении  этот сюжет  не  фигурировал. Не исключено, что  слухи о "буржуазном
разложении"  жены Шахурина  специально распространялись для подготовки московского общественного мнения
к аресту наркома. [7].
      Сталин поручил “размотать” это дело лично преданному  ему начальнику  Главного  управления  контрразведки
“Смерш” Наркомата обороны СССР В.С. Абакумову (1908
-1954). Произошло это сразу по возвращении Сталина
из Сочи в Москву. Именно для этого он 17 декабря 1945 г. и вызвал Абакумова в Кремль
.
     Шахурину и руководителям ВВС инкриминировалось следующее:
вступив друг с другом в преступный сговор, они при потворстве кураторов из аппарата ЦК ВКП /б/ в течение предшествовавших 3,5 лет оснащали военно-воздушные части бракованной авиатехникой, что сорвало 45 тыс. боевых вылетов и привело к 756 авариям и 305 катастрофам самолетов [8].

     Опасаясь, что Шахурина сможет вывести из-под удара   номенклатурная солидарность, Сталин 23 февраля распорядился через Политбюро “снять немедленно с работы” заведующих отделами самолетостроения и моторостроения Управления кадров ЦК ВКП (б) А.В.Будникова и Г.М.Григорьяна, поскольку те-де сами “несут ответственность за неустройство в Наркомате авиации [9].

     Получив от Абакумова новые данные о “преступной деятельности” Шахурина, в том числе показания маршала авиации С.А.Худякова (1902
-1950), который был арестован 14 декабря и первоначально обвинялся в хищении трофейного имущества, сокрытии настоящего имени  (А.А.Ханферянц), Сталин 7 апреля 1946 г. дал согласие на  арест бывшего Наркома авиационной промышленности А.И. Шахурина.

     В тот же день за решеткой оказались упомянутые Будников и Григорьян, а также главный инженер и начальник  НИИ ВВС А.К.Репин (1903
-1976), член военного совета ВВС Н.С.Шиманов (1901-1972), начальник главного  управления заказов ВВС Н.П.Селезнев.
Командующий ВВС, Маршал А.А. Новиков
Командующий ВВС, Маршал А.А. Новиков
    11 апреля 1946 г. Сталин своим письмом (с приложением  показаний арестованных) известил членов и кандидатов в члены Политбюро, секретарей ЦК, руководство вооруженных сил и авиационной промышленности о разоблачении  крупного антигосударственного заговора. В письме говорилось, что в результате этого заговора  в годы войны “фронт получал недоброкачественные самолеты... и расплачивались за это своей кровью наши   летчики”[10].

     Последним под стражу взяли 23 апреля командующего ВВС, маршала авиации А.А. Новикова.
      Получив вскоре от Абакумова протоколы с вынужденными “признаниями” Шахурина, Новикова и Шиманова о том, что курировавший авиапром от ЦК ВКП/б/ Г.М. Маленков, зная в годы войны о непорядках в авиации, не сигнализировал о них в ЦК ВКП(б), Сталин 4 мая провел через Политбюро решение о выводе Маленкова из  Секретариата ЦК, мотивировав эту отставку тем, что тот “как шеф над авиационной промышленностью и по приемке самолетов - над военно-воздушными силами, морально отвечает за те безобразия, которые вскрыты в работе этих ведомств (выпуск и приемка недоброкачественных самолетов)...”[11].

      Еще в принятом 26 февраля 1946 г. закрытом  постановлении СНК СССР “О работе Наркомата авиационной промышленности” подчеркивалось: “Наркомавиапром допустил серьезное отставание в развитии новой авиационной техники... особенно... в деле создания реактивной техники”.
      Недовольство Сталина было столь велико, что даже спустя пять лет он, выступая 30 апреля 1951 г. перед руководителями оборонной промышленности, припомнил: “Шахурин и Новиков ведомственные интересы ставили выше государственных, загубили дело и после них пришлось много работать, чтобы наладить производство реактивных самолетов” [12].

      Между тем, став 4 мая 1946 г. Министром госбезопасности СССР, В.С.Абакумов  ударными темпами завершил
вскоре разбирательство по “авиационному делу”.
     Уже 10 мая по нему прошло первое заседание Военной коллегии Верховного суда СССР под председательством В.В.Ульриха.  А  на  следующий  день  был  вынесен  приговор,  по  которому  Шахурин,  как  главный  обвиняемый, получил семь, а остальные осужденные - от шести до двух лет лишения свободы, с конфискацией личного имущества.

      В ходе судебного разбирательства подсудимые свою вину признали полностью.
     Примечательно, что А.С.Яковлев, будучи зам. Министра авиапромышленности (c января 1940 года), явно ощущая на себе подспудное корпоративное недоброжелательство  в связи с участием в “авиационном деле”, поспешил уйти в “тень”.
      Уже 9 июля 1946 г. Сталин, внемля резонам главного конструктора о необходимости сосредоточиться на создании новых самолетов, освободил Яковлева от должности зам. Министра авиационной промышленности.

     Обращает на себя внимание то, что из всего многочисленного корпуса руководителей авиационной промышленности - от заместителей наркома до директора самого малого авиационного завода - по этому делу не попал под суд ни один!
Шахурин никого за собой не «потянул». Надо полагать, что далось ему это непросто: ведь таким образом получалось, что всю недоброкачественную продукцию выпускал он один, самолично, без соучастников.

      По воспоминаниям Н.С. Хрущева в 1949-1950 годах Сталин неоднократно вспоминал об авиационном деле.  Видимо у Сталина шевелился «червячок» доброго отношения к  Шахурину  и Новикову. Смотрит он на  Берию  и  Маленкова  и  говорит:
"Ну  что  же  они сидят-то, эти Новиков и Шахурин? Может быть, стоит их  освободить?".  Вроде бы размышляет вслух. Никто ему, конечно, ничего  на  это  не  отвечает.  Все боятся сказать "не туда", и всё на  этом  кончается.  Через  какое-то  время Сталин опять поднял тот же вопрос: "Подумайте, может  быть,  их  освободить? Что они там сидят? Работать еще могут".
     Он обращался к  Маленкову  и  Берии, потому что именно они занимались этим делом.  Правда, прямых указаний освободить их не было [14].

       Шахурин вышел из тюрьмы, в которой перенес тяжелый инфаркт, ровно через семь лет... О годах своего заключения Шахурин вспоминал весьма неохотно. Своим братьям он сказал: «Что было, то прошло, и нечего на эту тему говорить». Даже после смерти вождя, после своего тюремного заточения он не бросил в адрес своего прямого начальника не только комок грязи, слова упрека не произнес [15].

      А.А.Новиков вышел на свободу в феврале 1952 г., просидев в заключении на один год больше срока приговора.

      29 мая 1953 года А.И. Шахурин был реабилитирован и освобождён из заключения, а 6 июня 1953 года ему были возвращены все награды и звания.
      Любопытно, что документы на реабилитацию Шахурина (от 26 мая и 6 июня 1953 года) были подготовлены,  подписаны и направлены в ЦК  Л.П. Берией [16].
      В 1953 году Шахурин назначается Заместителем Министра авиационной промышленности СССР (Министром в то время был его давний заместитель П.В. Дементьев), потом он становится первым Заместителем  Министра авиационной промышленности СССР,  но отношения с новым руководителем отрасли у него не  сложились.

      Дементьев неоднократно упрекал Шахурина в плохом руководстве авиапромом во время и после войны, в   допущенном отставании работ по реактивной авиации.
Основные источники информации:
[1] Ленин В.И., Сталин И.В. О социалистическом государстве и советской демократии. М., 1947. С. 656.
[2] Приказ наркома обороны СССР от 26 мая 1943 г. (Архив Президента РФ. Ф. 45. Оп. 1. Д. 1557. Л. 2-3. Иосиф Сталин в объятиях семьи. Из личного архива. М.:   “Родина”, 1993. C. 91-92).
[3] Иосиф Сталин в объятиях семьи. C. 122, 149. Тайна “авиационного дела” / Публ. док. И.Н.Косенко // Военно-исторический журнал. 1994. № 6. С. 57. Аллилуев В.Ф. Хроника одной семьи: Аллилуевы-Сталин.
- М.: Молодая гвардия, 1995. С. 57.
[4] РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 1643. Л. 88.
[5] Яковлев А.С.  Цель жизни.
- М.: Политиздат, 1987. (Яковлев А.С.). С. 362-363. Свидетельство А.А.Щербакова (Авиация и космонавтика. 1999. Сент. С. 45). На приеме у Сталина. Тетради (журналы) записей лиц, принятых И.В.Сталиным (1924-1953 гг.). Справочник / Науч. ред. А.А.Чернобаев. -  М.: Новый хронограф, 2008 (www.lost-empire.ru). (На приеме у Сталина).
[6] Свидетельство замминистра авиапромышленности С.М.Сандлера. Магнитозапись 2 июля1993 г. Архив автора.
[7] А.А.Щербаков. «Летчики, самолеты, испытания» "Авиация и космонавтика. " /1999 №9/
[8] Турченко С. 1946 год: дело главкома ВВС и наркомавиапрома СССР
- ww.pravo.ru/process/view/13001/).
[9] РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 1056. Л. 24.
[10] Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти 1945
-1991.- Новосибирск, 2000. С. 35-36.
[11] Политбюро ЦК ВКП (б) и Совет Министров СССР. 1945
-1953 / Сост. О.В.Хлевнюк, Л.А.Роговая и др. - М.: РОССПЭН, 2002. С. 205-206. Реабилитация: как это было. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы. В 3-х тт. Т. 1. С. 51.
[12] РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 1371. Л. 15-16. Симонов Н.С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920
-1950-е годы. Темпы экономического роста, структура, организация производства и управления. - М.: РОССПЭН, 1996. С. 238-239.
[13] Жухрай В.М. Сталин: правда и ложь. М.: Сварогъ, 1996
[14] Хрущев Н.С.. Воспоминания . www.biblioteka.org.ua/book.php?id=1121020145&p=89
[15] Марк Галлай. «Я думал: это давно забыто» Нарком Шахурин - «шабес-гой».
       www.testpilot.ru/review/gallai/ithink/shahurin.htm
[16] АПРФ, ф. З, оп.58, д.313, лл. 153-156. Подлинник. Опубликовано: «Источник», 1993, № 4


Доктор исторических наук  Г.В. Костырченко,  2011 год     (специально для сайта mapsssr.ru).
(об авторе)
(Мнение авторов сайта может не совпадать с мнением автора статьи.)
                                  СТРАНИЦЫ   ИСТОРИИ   МИНАВИАПРОМА  СССР
Г.В.Костырченко
ИСТОРИЯ   АВИАЦИОННОГО  ДЕЛА  1946 года
ГЛАВНАЯ  СТРАНИЦА СТРАНИЦЫ  ИСТОРИИ  МАП 12 ГУ МАП СССР ГОСТЕВАЯ КНИГА НОВОСТИ САЙТА
ГЛАВНАЯ  СТРАНИЦА СТРАНИЦЫ  ИСТОРИИ  МАП 12 ГУ МАП СССР ГОСТЕВАЯ КНИГА НОВОСТИ САЙТА
© 20011 mapssr.ru